Перейти к содержанию
Королевство Дизайна
Авторизация  
Silentspec

Проклятие лидерства: когда харизматики опасны

Рекомендуемые сообщения

Оказывается, руководители с высокой харизмой слабы в тактике, а руководителям с низкой харизмой плохо дается стратегия. Есть ли золотая середина?

che-guevara-1024x574.jpg

Если выбирать только одно качество, которое непременно должно быть у руководителя, это, безусловно, харизма. Известные лидеры неизменно ассоциируются с этим волшебным словом, и исследования свидетельствуют о том, что харизматичные люди внушают больше доверия, вызывают преданность и отличные результаты у своих последователей. Но такие, казалось бы, позитивные вещи, как политические уменяи или уверенность в себе, иногда бывают чрезмерными: хорошего, как говорят исследователи, бывает «слишком много». Можно ли такое сказать и о харизме? Об этом — новое исследование в Journal of Personality and Social Psychology.

Жасмин Вергауве из Университета Гента и ее сотрудники начали с изучения сотрудников международной аэрокосмической компании, в основном американцев. Они сосредоточились на 300 руководителях, две трети из которых были мужчинами под пятьдесят. Участники оценивали себя на присутствие харизматических лидерских качеств, а также свою эффективность как руководителей. И чем более харизматичными они себя считали, тем более высоко ценили свою эффективность. Но когда другие сотрудники организации оценили тех же лидеров, возникла другая картина. В каждой группе — коллеги, подчиненные и менеджеры, — вырисовывалась одна и та же модель: лидеры с очень низкой и с очень высокой харизмой считались менее эффективными, чем те, которые получали среднюю оценку харизматичности. Харизма была полезной до определенной степени, но при превышении определенного порога она становилась вредной.

Если в больших дозах харизма токсична, то возможно, изучив список ее составляющих, мы сможем понять, почему. В более ранних исследованиях команда Вергауве использовала меру харизматической личности, состоящую из четырех аспектов: смелости, колорита, воображения и озорства. У каждого из них есть очевидные лидерские преимущества, но они могут создавать и проблемы: например, колоритные лидеры экстравертны и способны вдохновлять, но предпочитают быть в центре внимания вместо того, чтобы незаметно трудиться в поте лица над будничными делами. Аналогично, лидеры с богатым воображением обладают хорошим видением и креативностью, но могут оказаться эксцентричными и уделяют внимание только общей картине. Вергауве посчитала, что эти аспекты могут мешать конкретным видам деятельности руководства, и во втором исследовании команда протестировала это.

Почти триста бизнес-лидеров из 23 разных стран вместе с тысячами сотрудников прошли аналогичный рейтинговый процесс, как в первом исследовании. Однако на этот раз оценки эффективности лидерства были более подробными, включая вопросы о том, как руководитель относится к своим сотрудникам и насколько компетентен в организационной стратегии и тактике. Одна гипотеза о том, что руководители с высокой харизмой относятся к окружающим иначе, нежели лидеры с низкой харизмой, не подтвердилась. Исследователи считали, что руководитель с высокой харизмой будет более волевым и менее гибким, но таких различий не возникало.

Но когда дело дошло до того, на чем концентрировались лидеры, разница стала ясна. Руководители с низким уровнем харизмы с точки зрения их сотрудников и коллег были слабы в стратегии, но не испытывали проблем с тактикой (они могли справиться с деталями, но плохо разбирались в общей картине). Лидерам с высокой харизмой хорошо давалась стратегия, общая картина, но они проявляли слабость в тактике и в деталях. А вот лидеров с умеренной харизмой, как правило, считали оптимальными как для стратегических, так и для тактических аспектов работы. Это говорит о том, что проблема людей с высокой харизматичностью заключается не в том, что они делают что-то слишком много, а в том, что они пренебрегают другими аспектами руководящей деятельности.

В поисках хороших руководителей компании отчаянно пытаются найти метод, который будет гарантировать попадание точно в цель. Но где бы они ни копали, семена, которые изначально казались идеальными, дают разные урожаи: иногда ценные, иногда нет. У организаций, которые помнят об этом, все будет хорошо. Например, зная, что у харизматичных людей могут быть специфические слабые места, можно повысить их осведомленность и помочь им стать сбалансированными руководителями. А вот те рекрутеры, которые полагают, что какое-то одно качество вроде харизмы — чистое золото, не понимая, что под другим светом оно отливает медью… ну, они просто дураки. И сколько бы ни было харизматичных личностей в их списке, тут уже ничего не изменить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Авторизация  

×
×
  • Создать...