Перейти к содержанию
Королевство Дизайна
Авторизация  
Silentspec

Гексаграмма 9. Воспитание малым

Рекомендуемые сообщения

image
Сяо-чу (Воспитание малым): адаптация, приспособление, аккумуляция; собирать, вбирать, запасать, удерживать; контролировать, ограничивать; заботиться, поддерживать; приручать, дрессировать или пасти животных, воспитывать, одомашнивать; быть воспитанным или прирученным. Иероглиф изображает плодородную черную почву речной дельты.

Свершение.
Плотные тучи — и нет дождя.
Они — с нашей западной окраины.


Вы сталкиваетесь с множеством событий, которые кажутся не связанными между собой. Принимайте их в том порядке, в каком они приходят к вам, накапливайте малое для достижения великого. Думайте о дальней перспективе. Поступайте так, как если бы вы воспитывали детей, растили сад или приручали животных. Проявляйте гибкость и приспособляемость. Бережно относитесь к событиям и поддерживайте их. С запада, где начинается дождь, надвигаются тучи. Успешное завершение уже недалеко. Сосредоточивайтесь на изначальной красоте событий, чтобы увидеть их внутреннюю силу. Действуйте мягко, но настойчиво. Не держитесь за то, что имеете, и желаемое придет к вам.

Как и в двух предыдущих гексаграммах, в этой одна черта одного рода, противостоя пяти чертам другого, является объектом их стремления. Такое ферментное действие меньшинства уже намечалось в предыдущем, но здесь оно подчеркивается с особой силой и постепенно оказывает свое действие на весь процесс. В нем рассматривается, так сказать, зарождение воздействия противоположного. Оно еще целиком во внешней среде, которая отличается пассивной податливостью (выраженной в свойстве верхней триграммы “податливость”), и оно противостоит максимальному напряжению творчества, выраженного в нижней триграмме. Так здесь слабость начинает преодолевать силу, ставя последней препятствия. 

С другой стороны, здесь имеется в виду противостояние индивида всему окружающему его и его сопротивление окружению. Чтобы понять, в каком смысле здесь говорится о препятствии, необходимо принять во внимание, что здесь есть непереводимая игра слов, ибо, это проходит красной нитью через комментаторскую литературу, слово, обозначающее здесь “препятствие”, в равной степени обозначает и “воспитание”. Ведь препятствия, если их преодолевают, являются лучшим средством воспитания, и из чего- то отрицательного превращаются в положительно действующий фактор воспитания воли и выдержки. Что же является “препятствием”, преодоление которого здесь действует воспитательно? Ответ на это выражен в несколько странном по автохтонности образе. Дело в том, что в Китае дождевые облака чаще движутся с востока – с моря. 

Созидатели же текста “Книги Перемен” – племя Чжоу, как гласит предание, – пришли с запада. Поэтому для авторов запад служил метафорой прошлого. Облака, идущие с запада (из прошлого), не дают плодотворного дождя. Пусть воспитание намечает возможность развития, но оно – лишь в преодолении прошлого; то, что оно не в силах одолеть настоящее, понималось вполне среди ицзинистов, и один из них – Вань И – в своем комментарии восклицает: ” Совершенномудрый, правя миром, не презирает ограниченный народ. Будда, спасая всех, не пренебрегает и демонами. И созерцающее сознание, победоносно двигаясь вперед, разве устрашится временных препятствий? Они точно булыжники, которые не могут задержать колесо повозки; они точно удар по колоколу, который заставляет его звучать; точно точильный камень для ножа, на котором он становится острее. Когда свиньи подходят к золотой горе, это увеличивает блеск ее; когда иней и снег увеличиваются, то тем прекраснее сосны и кедры. 

Вот почему здесь речь идет о развитии”. С таким содержанием приходится понимать и то, как воспоминания о пройденных ступенях познания, препятствуя новому акту познания, которому необходимо их преодолеть, являются материалом для его воспитания.

Внешний и Внутренний миры: Ветер (Дерево) и Небо

Стойкая сила накапливается внутри, мягко проникая в суть внешних событий.

Скрытая возможность: 38 (Разлад)

Собирание малого для достижения великого содержит скрытую возможность разрешения внутренних конфликтов.

Последовательность

В приближении есть место для воспитания малым. Осознание этого позволяет пользоваться им.

Определение

Воспитание малым означает постепенное свершение.

Символ

Ветер движется в небе. Воспитание малым.
Благородный человек распознает путь силы и добродетели.

Линии гексаграммы

Линия 1

Вначале девятка

Какая хула тому, кто вернулся на собственный путь?
Счастье.


С самого начала вы встречаете слабое противодействие. Хлопоты и противоречивые стремления преодолеваются дисциплиной. Путь открыт (счастье).

В самом начале этого процесса, когда полному творческих сил внутреннему противостоит препятствие, легкое, как веяние ветра (верхняя триграмма символизирует также и ветер), суета мелких хлопот и дел сбивает человека с принятого им познавательного творческого пути, выступая в его собственных неорганизованных и порывистых стремлениях. Необходимо одержать сразу же победу над собой, оттеснить на подобающее место эти стремления и включить себя вновь в нормальные отношения к окружению, – вернуться к дисциплине.

Линия 2

Девятка вторая

Привлечение к возврату.
Счастье.


Вас возвращают на путь, даже если вы хотите сделать передышку. Не противьтесь этому.

Такое возвращение на собственный путь возможно и на следующей ступени, хотя оно и несколько затруднено приближением к препятствиям, совращающим с пути. Однако это позиция самого гармоничного раскрытия творческих сил, поэтому именно здесь возможно воздействовать ими на препятствия так, что они превращаются в средство воспитания, как об этом подробнее сказано в общем, вступлении к данной гексаграмме.

Линия 3

Девятка третья

У колесницы выпали спицы.
Муж и жена отвращают взоры.


Ваше дело (колесница) не может двигаться дальше из-за внутреннего разлада, наподобие того, что происходит в семье между мужем и женой. Вы не можете примирить свои убеждения с новыми знаниями, поэтому вам нужно разрешить конфликт, прежде чем двигаться вперед.

В момент кризиса продолжается действие, но в изменившихся условиях, ставших неблагоприятными, одна сила, хотя бы даже и сила творчества, действовать уже не может. Она лишена всех необходимых обстоятельств. Это выражено в образе текста, говорящем достаточно выразительно и не требующем объяснений. Наступает тот внутренний разлад, который, например, в семье выражается разладом между мужем и женой. Это – отдельно указанный момент, когда невозможно синтезировать вновь приобретенное знание и прежде сложившиеся убеждения с противоречиями окружающей среды, которые могут быть и незначительными, однако здесь и их достаточно для препятствия положительному движению познания вперед.

Линия 4

Шестерка четвертая

Обладай правдой.
От кровопролития уходи, выходи с осмотрительностью.
Хулы не будет.


Для успеха необходимы два условия: правдивость и осмотрительность. Ситуация благоприятна для связи с духами. Ваша цель находится в согласии с небесными установлениями.

Воздействие предыдущей ступени здесь еще продолжает сказываться, создавая достаточную опасную ситуацию, на которую намекает текст в образе выступившей крови. Но нормальность отношений данной позиции и ее сил в этой гексаграмму указывает на возможность благоприятного исхода дела. Кроме того, это именно тот момент, который является самым важным в данной ситуации, что выражено и символически: здесь мы находим единственную слабую черту, к которой тяготеют все остальные. Хотя это еще не позиция государя, а лишь его приближенного, однако во всем контексте данной ситуации указано на такого подданного, который, владея познанием истины, может сам руководить событиями. Два условия необходимы ему: правдивость и осмотрительность. Все его действие может достигнуть успеха лишь тогда, когда оно базируется на его собственном непосредственно новом акте познания. Тем самым здесь указывается на главную роль нового познания в момент преодоления им препятствий, возникающих из прошлого, и тем самым уже не настоящего. Осмотрительность здесь особенно необходима еще и потому, что действие данной ступени простирается, как мы увидим, и на следующую, т.е. на будущую.

Линия 5

Девятка пятая

Обладай правдой непрерывно.
Разбогатеешь благодаря твоим соседям.


Момент весьма благоприятен, однако здесь необходима непрерывная цепь усилий. Тогда, в метафорическом смысле, вы сможете пользоваться богатством соседа как своим собственным. Не упускайте из виду вещи и события. Будьте деятельны.

Уже и сама благоприятность данной позиции – второго положительного подъема всего процесса – может быть достаточно благотворной. Однако для него необходима поддержка в предыдущем; непрерывно наследовать ту правдивость, которая достигнута в предыдущем, вот то, что делает это положение благим. Эта помощь предыдущей ступени и есть то обогащение от соседа, о котором говорит текст. Это уже не сохранение одних лишь знаний, добытых в прошлом, – это сохранение плода нового познания, укрепленного в наиболее благоприятных для этого условиях.

Линия 6

Наверху девятка

Уже идет дождь; все на должном месте.
Почтение — носителю достоинств.
Стойкость женщины — ужасна.
Луна близится к полнолунию.
Благородному человеку поход — к несчастью.


Желаемые достоинства не только обретены, но и получили признание. Консервативность (выраженная в образе женщины) недопустима, однако это не означает, что немедленное выступление приведет к успеху. Поход на ущербе луны — к несчастью.

Конец рассматриваемого процесса, когда его положительные достижения, его достоинства не только обретены, но и закреплены за их носителем, ознаменован разрешением той напряженности, которая характеризует его вообще. Однако никакая консервативность здесь недопустима, особенно консервативность менее прогрессивной женщины. Это привело бы к тому, что живое познание стало бы мертвой традицией. Но из этого еще не следует, что с этими достижениями можно рекомендовать агрессивное выступление. На это указывает образ луны, которая “в полнолунии”. В самом деле, если луна уже достигла полноты, то она должна пойти к ущербу. Так же, с необходимостью, ущерб будет нанесен и тому, кто в таких условиях момента разрешения напряженности, не давая ему правильно прозвучать, обратится сразу к агрессии; последняя не отвергается вообще, но только она рассматривается как отдельная ситуация, и ей именно посвящена следующая гексаграмма.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Авторизация  

×
×
  • Создать...